Госдума во втором и третьем чтениях приняла закон, который разрешает проведение сплошных рубок леса в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории при соблюдении определенных условий. В поддержку инициативы в третьем чтении высказались 323 депутата, против проголосовал 71 парламентарий. Принятый документ позволяет вырубать погибшие лесные насаждения сплошным методом, если выборочные рубки не обеспечили их замену на здоровый лес, хотя действующее законодательство ранее устанавливало полный запрет на такие действия. При этом парламентарии отметили, что в будущем планируется внести изменения, исключающие само понятие «сплошные рубки» из законодательства.

Помимо санитарных мероприятий, закон разрешает переводить земли лесного фонда в иные категории для строительства конкретных типов объектов. К ним относятся сооружения гидрозащиты и селезащиты, автомобильные дороги, электросети, объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, необходимые местному населению или для функционирования особых экономических зон. Также допускается создание новых и расширение существующих кладбищ. Лица, в интересах которых осуществляется перевод земель, обязаны в течение трех лет провести лесовосстановление на площади, в пять раз превышающей размер исключаемого участка.
Для контроля над процессом создается специальная правительственная комиссия, в состав которой войдут депутаты, сенаторы, представители администрации президента, ФСБ, а также главы Иркутской области и Бурятии. Этот орган будет согласовывать перечень участков для сплошных рубок и перевод земель лесного фонда в другие категории. Обязательным условием для рассмотрения вопроса о рубках станет положительное заключение Российской академии наук, а для перевода земель — заключение государственной экологической экспертизы. Финальное решение по участкам будет принимать правительство.
Закон также урегулировал вопрос пересечения границ лесного фонда с населенными пунктами. Приоритет отдан данным Единого государственного реестра недвижимости: если сведения о принадлежности участка к лесному фонду в ЕГРН отсутствуют или противоречат данным о землях населенных пунктов, то до конца 2030 года такие территории можно зарегистрировать как земли населенных пунктов. Это положение касается участков, информация о которых могла содержаться только в государственном лесном реестре.
Необходимость принятия поправок главы регионов объясняют накопившимися инфраструктурными проблемами. Глава Бурятии Алексей Цыденов подчеркнул, что изменения позволят построить селезащитные сооружения, очистные станции и обеспечить пожарную безопасность населенных пунктов. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев отметил важность закона для реализации перспективных проектов, включая защиту от селей. В настоящее время в Центральной экологической зоне проживают люди в 159 населенных пунктах, развитие которых сдерживалось строгими экологическими нормами.
Обсуждение законопроекта в Госдуме сопровождалось острой дискуссией. Депутат Анатолий Грешневиков, выступивший против инициативы, заявил, что леса являются мощным регулятором гидрологического состояния и их вырубка ведет к обмелению рек и озер. Он напомнил, что против документа выступили три научных совета РАН, Лимнологический институт Сибирского отделения РАН, а также представители религиозных общин. Парламентарий выразил сомнение в эффективности института государственной экологической экспертизы, приведя в пример проблемы с реализацией проектов по оздоровлению Волги, и высказал опасения по поводу возможной легализации незаконных построек на месте противопожарных разрывов.
Депутат Олег Михайлов также раскритиковал законопроект, утверждая, что для уборки погибших деревьев достаточно существующих механизмов уборки неликвидной древесины, не требующих сплошных рубок. По его мнению, использование тяжелой техники при сплошных рубках приведет к дефрагментации леса и эрозии почв, особенно на горных склонах. Министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов в ответ на критику заверил, что без положительного заключения РАН вопрос о рубках даже не будет выноситься на рассмотрение комиссии.
Независимый анализ принятых поправок показывает, что закон несет ряд рисков для экосистемы озера, являющегося объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Эксперты отмечают, что снятие запрета на рубки на землях, не относящихся к лесному фонду и особо охраняемым природным территориям, может привести к неконтролируемой зачистке природных территорий под застройку в особых экономических зонах и на муниципальных землях. Особую обеспокоенность вызывает разрешение на «санитарные рубки», которые могут стать прикрытием для коммерческой заготовки древесины, что повышает пожарную опасность и заменяет естественные леса искусственными насаждениями.
Кроме того, экологи указывают на риск фрагментации природных территорий линейными объектами инфраструктуры, перечень которых в финальной версии закона не ограничен конкретными локациями. Расширение границ населенных пунктов и легализация спорных участков может привести к увеличению антропогенной нагрузки и загрязнению озера из-за отсутствия качественных очистных сооружений на новых территориях. Представители научного сообщества, включая главу Научного совета по лесу РАН Наталью Лукину, ранее заявляли, что на пострадавших от пожаров участках, где планируются рубки, уже идет естественное лесовосстановление, что ставит под сомнение необходимость вмешательства.
