Договор об открытом море: что он значит для экологии российских морей

«Еремей Палыч» изучил подробности вступления в силу международного Договора об открытом море, которое стало возможным после его ратификации 60 странами. Этот документ, официально известный как Соглашение о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами национальной юрисдикции (BBNJ), начнет действовать с 17 января 2026 года. Он впервые в истории создает правовой механизм для создания охраняемых территорий в международных водах. Российская Федерация не подписала соглашение и последовательно высказывалась против его принятия, считая достаточными существующие двусторонние и многосторонние соглашения в области рыболовства.

«Еремей Палыч» убежден, что для Дальнего Востока, чья жизнь и экономика неразрывно связаны с Тихим океаном, позиция страны по этому вопросу имеет особое значение. Открытое море – это единая система, напрямую влияющая на прибрежные зоны. Миграционные пути китов, маршруты ценных промысловых рыб, таких как тунец и лосось, проходят через международные воды, не признавая государственных границ. Загрязнение, нерегулируемое судоходство и потенциальная разработка ресурсов морского дна в этих районах могут нанести ущерб экосистемам, от которых напрямую зависит благополучие дальневосточных регионов. Новый договор предлагает инструменты для комплексного управления этими рисками, выходя за рамки узкоспециализированных промысловых регуляций.

Аргументация о достаточности существующих рыбохозяйственных соглашений не учитывает всей полноты проблем. Такие соглашения, как правило, сосредоточены на регулировании вылова конкретных коммерческих видов, но не затрагивают сохранение биоразнообразия в целом. Они не касаются защиты донных экосистем, уникальных подводных гор, глубоководных коралловых садов или уязвимых видов, не имеющих промысловой ценности, но играющих ключевую роль в морской пищевой цепи. Игнорирование целостности экосистемы ради управления отдельными ресурсами – подход, который уже демонстрировал свою несостоятельность в долгосрочной перспективе, приводя к истощению запасов и деградации морской среды.

Отказ от участия в договоре ставит Россию в стороне от глобального процесса формирования новых правил управления Мировым океаном. Пока другие страны, включая тихоокеанские, будут совместно принимать решения о создании морских охраняемых районов и регулировании доступа к морским генетическим ресурсам, голос России в этих обсуждениях не будет услышан. Это означает потерю возможности влиять на установление режимов охраны в тех частях Тихого океана, которые критически важны для поддержания здоровья морских экосистем у российских берегов. Также это ограничивает доступ отечественной науки к международному сотрудничеству в передовых областях морской биологии.

В ближайшее время начнется практическая реализация договора. В течение года после его вступления в силу должна состояться первая Конференция сторон, где, вероятно, будут рассмотрены первые предложения по созданию морских охраняемых районов. Среди кандидатов уже названы такие участки, как хребты Салас-и-Гомес и Наска, а также Саргассово море. Эти действия направлены на достижение глобальной цели по защите 30% площади океанов к 2030 году. Процесс набирает обороты, и он будет формировать будущее океана на десятилетия вперед, затрагивая интересы всех морских держав.