Чита научилась измерять грязный воздух: кто будет его чистить?

Чита научилась измерять грязный воздух: кто будет его чистить?

«Еремей Палыч» изучил подробности проекта Забайкальского государственного университета, в рамках которого в Чите была развернута система датчиков для постоянного контроля за качеством воздуха. Разработанные местными учеными приборы в реальном времени отслеживают концентрацию дыма и пыли, передавая данные в единый центр для анализа. Проект, поддержанный Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики, является частью федеральной программы «Приоритет 2030. Дальний Восток».

Заявленная цель разработчиков – создать «умную карту» города, которая позволит жителям находить экологически благополучные районы. Однако такой подход, по сути, предлагает населению лишь инструмент для адаптации к существующим неблагоприятным условиям, а не механизм для их коренного улучшения. Информирование о зонах с высоким содержанием вредных частиц позволяет обходить проблему, но не решает ее, консервируя ситуацию, при которой часть городской территории остается непригодной для комфортной жизни. Основное внимание уделяется диагностике последствий, в то время как вопросы снижения выбросов от основных источников загрязнения остаются за рамками технологического решения.

Особую настороженность вызывает планируемое применение системы в интересах крупных промышленных предприятий, в том числе на горно-обогатительных комбинатах. Использование датчиков для «эффективного планирования размещения трудовых ресурсов» и обеспечения безопасности сотрудников смещает фокус с экологической ответственности бизнеса на оптимизацию его внутренних процессов. Вместо того чтобы стать инструментом общественного контроля и стимулом для модернизации производств с целью снижения их воздействия на природу, технология рискует превратиться в корпоративный инструмент для управления рисками и документирования загрязнений, не предполагая их обязательного сокращения.

Подход, при котором технологические инновации рассматриваются в первую очередь через призму экономики и подготовки кадров, прослеживается и в комментариях официальных лиц. Упоминания о «человеческом капитале», «востребованных специалистах» и «интересах будущих работодателей» превалируют над задачами по защите здоровья населения и восстановлению окружающей среды. Экологические проблемы региона в такой парадигме становятся фоном для реализации экономических программ, а их решение сводится к мониторингу и управлению последствиями, а не к устранению первопричин.

Разработки в области геоэкологического мониторинга, включая системы оценки паводковой обстановки, безусловно, демонстрируют высокий научный потенциал дальневосточных вузов. Однако эти высокотехнологичные решения остаются в области фиксации и реагирования на уже существующую антропогенную нагрузку. Они служат точным барометром, измеряющим давление, которое промышленность и хозяйственная деятельность оказывают на хрупкие экосистемы Дальнего Востока, но, увы, не являются инструментом для снижения этого давления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *