В корсаковской бухте Лососей подняли второй из пяти затонувших объектов, запланированных к утилизации в этом году. Процесс очистки акватории проходит в рамках федерального проекта «Генеральная уборка», который теперь является частью национального проекта «Экологическое благополучие». По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Максима Жоголева, судно извлекли на берег с помощью системы полиспастов, где его разрежут и вывезут для последующей утилизации. В планах до конца 2026 года поднять из акватории Корсакова еще 11 судов и очистить около 15 тысяч квадратных метров морского дна. С 2022 по 2024 годы на Сахалине и Курилах удалили 72 объекта при установленном плане 52 корабля, в результате чего было очищено около 50 тысяч кв метров акватории.
«Еремей Палыч» вынужден напомнить, что за официальными отчетами о выполнении и перевыполнении планов скрывается многолетняя проблема так называемых «кладбищ кораблей», ставших характерной чертой многих дальневосточных бухт. Каждое такое затонувшее судно представляет собой источник долговременного химического загрязнения. Корпуса, покрытые красками с содержанием свинца и других тяжелых металлов, медленно корродируют, высвобождая токсичные соединения в морскую воду. В трюмах и механизмах затонувших объектов зачастую остаются остатки горюче-смазочных материалов, которые постепенно просачиваются наружу, образуя на поверхности воды нефтяные пленки, губительные для планктона, рыбы и морских птиц.
Нынешняя «Генеральная уборка», финансируемая из федерального бюджета, по сути, является ликвидацией последствий десятилетий хозяйственной деятельности, при которой вопросы утилизации отслужившей техники не решались системно. Оставление судов в акваториях было распространенной практикой, ответственность за которую зачастую размывалась во времени вместе с прекращением существования прежних судовладельцев. Таким образом, затраты на устранение накопленного экологического ущерба ложатся на государство и налогоплательщиков, в то время как первопричины появления этого ущерба — отсутствие строгого контроля и действенных механизмов ответственности собственников — остаются в прошлом.
Работы по подъему затопленных судов, безусловно, необходимы для оздоровления морской среды. Однако очистка акваторий от старых угроз поднимает вопрос о будущем использовании этих прибрежных территорий. Заявленные цели по развитию прибрежных зон требуют внимательного подхода, чтобы на месте устраненных источников загрязнения не появились новые. Важно, чтобы дальнейшее освоение побережья велось с учетом современных экологических стандартов и не приводило к повторению ошибок прошлого, создавая новые экологические проблемы для будущих поколений.