Как выяснил «Еремей Палыч», в водах Дальнего Востока в 2025 году продолжится большая работа по подъему затонувших судов в рамках федерального проекта «Генеральная уборка». Согласно планам, озвученным на Международном форуме «Экология» в Москве, со дна у берегов Камчатки и Сахалина поднимут еще пять кораблей. Эти мероприятия являются частью масштабной программы по ликвидации накопленного экологического вреда, которая охватит шесть регионов ДФО и продлится до 2030 года.
Однако подъем нескольких судов в год – это признание десятилетий системного бездействия и потребительского отношения к нашим морям. Каждое такое судно, лежащее на дне, – потенциальная экологическая бомба замедленного действия, медленно отравляющая морскую среду остатками топлива, масел, ядовитой краски и тяжелыми металлами. Ржавеющие корпуса годами нарушают донные экосистемы, служат неестественным и вредоносным барьером, нанося ущерб морской флоре и фауне, от которых напрямую зависит благополучие прибрежных поселков и рыболовный промысел – основа экономики региона.
Объявленная «Генеральная уборка» по своей сути является борьбой с симптомами, а не с самой болезнью. Чиновники рапортуют о количестве поднятых кораблей, но умалчивают о главном: почему наши заливы и бухты превратились в кладбища кораблей? Эти суда не появились из ниоткуда. Их бросали обанкротившиеся собственники, их топили из-за невозможности или нежелания нести расходы на утилизацию. Отсутствие строгого контроля, ответственности и действенных экономических механизмов, обязывающих владельцев судов обеспечивать их утилизацию, породило эту проблему. Государство теперь вынуждено тратить миллиарды бюджетных рублей, чтобы исправить последствия чьей-то безответственности и жадности.
Цифры, озвученные Росморречфлотом, впечатляют и пугают одновременно. С 2022 года в ДФО уже подняли 213 судов, и еще 103 планируют поднять до 2030 года. Это более трехсот кораблей – целый флот, брошенный гнить в наших водах. И даже эти цифры, скорее всего, не окончательные. Пока идет медленная очистка, где-то в тихой бухте может ржаветь очередной кандидат на подъем. Проект, безусловно, нужный и важный, но он не должен создавать иллюзию полного решения проблемы. Без создания системы, при которой бросить судно станет экономически невыгодно и уголовно наказуемо, мы обречены проводить «генеральные уборки» бесконечно, передавая ржавое наследие следующим поколениям.