У них всё на кольце написано: будни орнитологов Сихотэ-Алиня

Зачем в Сихотэ-Алинском заповеднике птиц отлавливают в сети, укладывают в мешки и взвешивают? «Еремей Палыч» делится со своими читателями впечатлениями главного редактора издания «Дальневосточные ведомости» Александра Сырцова о поездке в приморский заповедник: 

Первозданную тайгу Сихотэ-Алиня облюбовали пернатые всех мастей: водоплавающие, хищники, куриные; совы, воробьи, иволги, кедровки. Крупные и крошечные, всего там насчитывается около 390 видов и подвидов! Для одних птиц здесь дом родной, для других — привал или транзитная «гостиница» по пути на север или в южные страны. В эти дни на кордоне «Благодатное» Сихотэ-Алинского биосферного заповедника проводится кольцевание птичьего семейства.

Научный сотрудник заповедника, орнитолог Сергей Волков — худощавый, невысокого роста, но очень быстрый, с цепким взглядом из-под очков. В своих резиновых сапогах он не бежит — буквально летит на крыльях к расставленным сетям. Не отстают и помощники — парни и девушки, приехавшие в далёкие края со всех концов России в качестве волонтёров.

Если не знать, что на самом деле происходит, открывшаяся картина отдаёт варварством: несчастные птицы не могут распутаться из сетей, словно мухи из паутины. Молодые люди вооружены странными палками с нанизанными на них гвоздями. Освободив птицу-бедолагу из сетей, её тут же помещают в мешочек и несут на «экзекуцию».

Первый обход в 5:45, последний — в 20:00, каждые 45 минут. За это время следует преодолеть приличную стайерскую дистанцию в лесу, а затем уже в научном стационаре — определить вид, пол, возраст птички, промерить её крыло и хвост, осмотреть линьку. Прощупать: накоплен ли жирок.

Особое таинство — кольцевание. Благодаря колечкам можно узнать о скорости перемещения птиц во время миграции. Также есть понимание, как виды привязаны к месту своего рождения или гнездования. Часто в сетки попадаются ранее окольцованные «крестники». Все данные вносятся в специальную тетрадь.

Кольца разных серий и размеров. Обычно используются самые маленькие. Крупнее — для дроздов. Но есть ещё более представительные перстни, для сов.

«В мешочке у нас обыкновенный поползень. Для него приготовлено кольцо серии “К”. На нём есть номер, представленный буквенно-цифровым кодом, и латинскими буквами выведено слово “Москва”. Все птицы, окольцованные в России, “приписаны” к столице нашей Родины, — поясняет Сергей Волков. — Почему он поползень? Ползает по стволам деревьев. Вверх-вниз, всяко-разно».

Как выяснилось на поверку, никакой «экзекуции» и нет. Орнитолог и его помощники нежно обращаются с птичками, подбадривают их, а после всех научных процедур выпускают через окно на волю.

Как в любой фундаментальной науке, продолжает Сергей, это, прежде всего, накопление знаний — они никогда не бывают лишними. Расширяются сведения о размерах птиц, о ходе линьки. Жирность или худоба пернатого говорит о том, насколько он хорошо питается, чтобы быть готовым к миграции. Надо отметить, что такого обильного таёжного застолья с ягодами, грибами и насекомыми, как в Сихотэ, птицам больше нигде не отыскать!

Окольцованную птицу могут поймать где-нибудь в Китае, скажем, или в Индии. Коллеги могут отправить запрос в центр кольцевания в Москву: где эта птица была изначально окольцована? И оттуда письменно ответят. Такой вот научный обмен информацией.

— Какие виды требуют особого внимания? — спрашиваю Сергея Волкова.

— Все редкие виды. Журавлям — даурскому, японскому, чёрному — необходимы поддержка, контроль и надзор. Так же, как и дальневосточному аисту, который сильно страдает от пресса человеческой деятельности и пожаров.

— А какие птицы, скажем так, нуждаются в «раскрутке»?

— Обычно люди мало знают о малых лесных певчих птицах. Вот сейчас более благополучная ситуация стала с небольшой птичкой дубровником из семейства овсянковых. А совсем недавно вид оказался на грани исчезновения. Поэтому ей уделили особое внимание в орнитологической среде. Дубровник страдал от того, что его просто съедали на местах зимовок в южном Китае в огромных количествах, миллионами. Однако с некоторых пор, благодаря ужесточению законодательства в КНР, численность жёлтой птички стала восстанавливаться.

Инструктор по горно-пешему туризму Анна Матрушина приехала на кордон «Благодатное» из Москвы на целых два месяца.

«Искала вакансии: куда можно поехать летом поволонтёрить. Мне было интересно пообщаться с птицами. И первым на мой запрос откликнулся Сихотэ-Алинский заповедник, — рассказывает девушка. — Ожидала, что перезагружусь от работы, отдохну от людей. Что познакомлюсь с новыми видами птиц, ведь я начинающий bird watcher, то есть наблюдатель за птицами. Они же потомки динозавров! Когда достаём из сети синицу, у них лапки как у древних велоцирапторов, и это прям завораживает!»

Все птички в меру упитаны, здоровы, готовы дальше наслаждаться чистейшим воздухом урочища «Благодатное», в котором у нас, городских людей, кружится голова. В Сихотэ-Алинском заповеднике занимаются изучением птиц со дня его основания в 1935-м. И каждый год с пернатыми происходит что-то новенькое. Взять, к примеру, кольчатую горлицу — именно это чудо стало 390-м видом, официально зарегистрированным на землях особо охраняемой природной территории. Учёные уверены, что не последним. Так что обязательно появится повод посетить эту прекрасную землю вновь.

Александр Сырцов («Дальневосточные ведомости»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *