Российские ученые из РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина и Дальневосточного федерального университета впервые провели комплексное исследование, посвященное влиянию частиц износа шин и дорожного покрытия на экосистему Северного Ледовитого океана. Работа исследователей подтвердила, что эти загрязнители достигают удаленных морей Арктики, оказывая негативное воздействие на геном морских обитателей и потенциально попадая в пищевую цепь человека.

На протяжении трех лет научные группы отбирали пробы микропластика на поверхности окраинных морей Арктики – Баренцева, Печорского, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Выбор этих акваторий обусловлен их ключевой ролью в арктической экосистеме, которая считается одной из самых уязвимых на планете и оказывает значительное влияние на глобальные климатические процессы.
Лабораторный анализ собранных образцов показал наличие в воде частиц, которые образуются при трении автомобильных покрышек об асфальт. Их средний размер составляет около 1,20 на 1,10 миллиметра, а масса – 0,55 миллиграмма. В состав этих микрочастиц входят не только полимеры и смолы из самих шин, но и примеси асфальта, остатки бензина, автомобильных масел и лакокрасочных материалов. До настоящего момента физико-химические характеристики таких загрязнителей не были подробно описаны, что затрудняло разработку методов борьбы с ними.
Основными путями попадания частиц в Северный Ледовитый океан являются крупные сибирские реки, такие как Лена, Енисей и Колыма, а также морские течения. Оказавшись в воде, загрязнители становятся пищей для зоопланктона. Далее по пищевой цепи они передаются более крупным организмам – рыбам, птицам и морским млекопитающим. Некоторые из этих видов являются объектами промысла, что создает риск попадания вредных веществ в рацион человека.
Компоненты, содержащиеся в частицах шин и дорог, способны влиять на геном живых организмов. Это приводит к нарушениям процессов размножения, роста и развития, может вызывать генетические мутации и способствовать развитию злокачественных новообразований. Например, было установлено, что полиуретановый лак, присутствующий в частицах, способен изменять процесс биосинтеза аминокислот в клетках ДНК. Полученные данные о составе и свойствах загрязнителей открывают перспективы для следующего этапа исследований – разработки технологий их переработки.
Проблема загрязнения окружающей среды частицами износа шин стала предметом научного интереса около десяти лет назад. Первыми на нее обратили внимание американские биологи. Последующие исследования, проведенные в разных странах, показали, что на долю продуктов стирания автомобильных покрышек может приходиться от 35% до 85% всего микропластика, попадающего в наземные и водные экосистемы. По некоторым оценкам, только в США в окружающую среду ежегодно попадает около 1,8 миллиона тонн таких частиц, при этом один грузовик за срок службы теряет в виде микрочастиц почти 1,2 килограмма резины.
