«Еремей Палыч» изучил подробности ситуации вокруг многострадального хабаровского питомника имени Лукашова, где жалобы жителей на нарушения режима особо охраняемой природной территории (ООПТ) стали системными. В ответ на обращения граждан власти сообщают о передаче объекта под управление новому ведомству, обещая улучшение ситуации и выделение финансирования на благоустройство.
Передача памятника природы из ведения министерства природных ресурсов в ведение КГСАУ «Хабспецхоз» при министерстве лесного хозяйства и лесопереработки выглядит как административное, а не сущностное решение проблемы. Само по себе переподчинение не гарантирует прекращения антропогенного давления на экосистему. Основная причина деградации территории — отсутствие действенного контроля и реального правоприменения. Регулярные сообщения о машинах, незаконных свалках и разведении костров свидетельствуют о том, что существующие механизмы охраны, включая рейды инспекторов, не справляются с потоком нарушителей.
Проблема усугубляется юридическим ослаблением статуса территории. Изменение категории с «памятника природы» на «природный парк» в 2020 году значительно смягчило режим охраны. Это решение, по сути, создало правовые условия для более интенсивного использования рекреационной зоны, последствиями которого стали текущие нарушения. Вместо того чтобы работать над восстановлением строгого охранного статуса, который бы давал больше оснований для пресечения вредоносной деятельности, усилия направляются на формальные перестановки в структуре управления.
Намерения властей вызывают обеспокоенность и с точки зрения будущих планов. Заявленное «благоустройство» и «развитие» на территории ООПТ часто приводят к дальнейшей урбанизации и фрагментации природных ландшафтов. Показательным примером является работа по легализации проезда мусоровозов регионального оператора по территории парка. Вместо поиска альтернативных маршрутов для спецтехники в обход охраняемой зоны, режим охраны адаптируется под хозяйственные нужды, что ставит под сомнение приоритет сохранения природы.
Наибольшую тревогу вызывает информация о возвращении в генеральный план города проекта строительства детской железной дороги в границах питомника. Этот проект предполагает капитальное строительство, которое нанесет необратимый ущерб экосистеме, нарушит целостность природного комплекса и многократно увеличит антропогенную нагрузку. В то время как на поверхности обсуждается борьба с бытовым мусором и незаконными пикниками, на стратегическом уровне рассматривается возможность реализации инфраструктурного проекта, несовместимого с целями и задачами любой особо охраняемой природной территории.