«Еремей Палыч» изучил подробности дискуссии вокруг предложения главы Россельхознадзора Сергея Данкверта о полном запрете на перевозку красной икры в личном багаже авиапассажиров. Губернатор Камчатского края Владимир Солодов в интервью РИА Новости высказался категорически против этой инициативы, настаивая на сохранении действующего ограничения в 10 килограммов. Глава региона назвал икру «базовым продуктом» для жителей Дальнего Востока, право на перевозку которого ущемлять нельзя, сравнив потенциальный запрет с запретом садоводам перевозить выращенные яблоки.
«Еремей Палыч» полагает, что сам факт вынесения этого спора на федеральный уровень свидетельствует о масштабах проблемы, которая давно вышла за рамки обычного бытового браконьерства. Дискуссия о килограммах в багаже – это лишь внешнее проявление системного антропогенного давления на популяции тихоокеанских лососей. Речь идет о таком объеме нелегально добытой икры, который требует для своей транспортировки промышленных логистических схем, маскирующихся под частные перевозки. Существующий эксперимент, ограничивающий норму вывоза, по сути, борется не с первопричиной – незаконным выловом рыбы на нерестилищах, – а с одним из каналов ее последующей легализации и сбыта.
Сравнение икры дикого лосося, являющегося ключевым звеном в экосистеме всего Дальнего Востока, с яблоками из сада упрощает ситуацию. Воспроизводство яблок полностью контролируется человеком, в то время как популяции дикой рыбы находятся в уязвимом положении из-за браконьерства, промышленного вылова, загрязнения рек и изменения климата. Рассмотрение икры исключительно в качестве «базового продукта» для потребления, без акцента на необходимости сохранения самого биологического ресурса, смещает фокус с природоохранной повестки на обсуждение потребительских прав.
Действующее ограничение в 10 килограммов, хоть и преподносится как эффективная мера, на практике все равно может служить инструментом для дробления крупных партий браконьерской продукции. Эта норма позволяет организованным группам систематически вывозить значительные объемы икры, используя множество пассажиров в качестве курьеров. Да и в целом административная мера, направленная на борьбу с теневым рынком красной икры, не затрагивает его основы – неконтролируемого и хищнического изъятия биоресурсов непосредственно в местах их воспроизводства.
В конечном счете, спор о правилах авиаперевозок отвлекает внимание от необходимости принятия комплексных мер по защите нерестовых рек и усилению рыбоохраны на местах. Пока основные усилия концентрируются на контроле в аэропортах, первопричина истощения популяций лосося – нелегальная добыча в промышленных масштабах – остается проблемой, решаемой лишь частично. Без эффективной борьбы с браконьерством в реках Камчатки, Сахалина и Приморья любые ограничения на перевозку останутся лишь борьбой с последствиями, а не с источником экологической угрозы.