Ко Дню знаний «Еремей Палыч» напоминает о том, что дикие животные в заповедниках Дальнего Востока тоже ходят в свою школу: взрослые особи передают потомству навыки выживания через сложную систему обучения, которая веками позволяла видам адаптироваться и процветать. Эта природная «школа» включает в себя уроки охоты, строительства убежищ, социального взаимодействия и распознавания опасностей, закладывая в молодняк основы для самостоятельной жизни.
Однако эта отточенная эволюцией система подготовки не учитывает факторы, появившиеся в среде обитания животных относительно недавно. Медведица может научить медвежат по сигналу «фышканье» мгновенно искать укрытие, но этот инстинкт не предназначен для реагирования на звук приближающегося автомобиля на лесовозной дороге или на бесшумно установленный браконьерский капкан. Лисица показывает лисятам, как рыть и обустраивать норы, но эти умения оказываются бесполезными, когда территории их обитания фрагментируются из-за строительства новых объектов инфраструктуры, а кормовая база сокращается.
Волчья стая, где старшие особи обучают молодых слаженной охоте и сложной социальной иерархии, сталкивается с другой проблемой. Их успех зависит от целостности группы и обширных охотничьих угодий. Деятельность человека, приводящая к сокращению лесных массивов и прямому преследованию хищников, нарушает эту структуру. В результате молодые волки могут не получить жизненно важные уроки, что сказывается на выживаемости всей популяции. Точно так же рысь, обучающая котят выслеживать добычу, не может передать им навык избегания территорий, где дичь исчезает из-за чрезмерной охоты или разрушения биотопов.
Даже в воздухе возникают новые, непредсказуемые для дикой природы риски. Белоплечие орланы – чуткие к любому беспокойству птицы – учат птенцов парить в восходящих потоках и высматривать рыбу в реках. Но в их «учебную программу» не входит распознавание линий электропередач, представляющих смертельную угрозу, или определение степени загрязнения водоемов промышленными стоками, из-за которых рыба становится токсичной. Родители не могут объяснить потомству, почему нельзя гнездиться на деревьях у туристических маршрутов, где постоянное присутствие людей обрекает кладку на гибель.
Таким образом, весь комплекс знаний, передаваемых из поколения в поколение в животном мире Дальнего Востока, оказывается неполным перед лицом антропогенного воздействия. Навыки выживания, идеально подходящие для противостояния естественным хищникам и природным стихиям, часто не работают против угроз, созданных человеком. Среда обитания меняется быстрее, чем животные успевают адаптировать к ней свои врожденные и приобретенные поведенческие модели. «Еремей Палыч» вынужден констатировать, что древние уроки дикой природы продолжают передаваться, но условия, в которых молодым особям предстоит сдавать экзамен на выживание, необратимо изменились.