Защита на бумаге: почему Красные книги Дальнего Востока неэффективны

Изучив подробности научной дискуссии о принципах ведения природоохранных списков, «Еремей Палыч» пришел к выводу, что главный инструмент защиты исчезающей флоры и фауны – Красная книга – сам нуждается в серьезной реформе. Специалисты (в частности, В.Ю. Ильяшенко, научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова) указывают на системные проблемы, которые накапливались десятилетиями и сегодня напрямую влияют на эффективность сохранения биологического разнообразия, в том числе и на уникальные экосистемы Дальнего Востока. Основная претензия экологов связана с отсутствием единых, объективных критериев для включения того или иного вида в охранный перечень.

Ключевая проблема кроется в размытом понятии «редкий вид». Далеко не всякое животное или растение, имеющее невысокую численность, находится под угрозой исчезновения и требует специальных мер охраны. Некоторые виды могут быть естественно редкими в силу своих биологических особенностей или ограниченного ареала, но при этом их популяции остаются стабильными. Однако региональные власти зачастую включают в свои Красные книги виды именно по признаку редкости, а не на основании реальной угрозы вымирания. Это приводит к тому, что списки необоснованно разрастаются, а ресурсы и внимание природоохранных ведомств распыляются на виды, не нуждающиеся в экстренной помощи, в то время как другие, действительно уязвимые, могут не получать должной защиты.

Для Дальнего Востока, где административные границы регионов пересекают ареалы обитания многих ценных видов, такая несогласованность становится критической. В региональных красных книгах используется более 160 различных вариантов статусов, что делает невозможным их сопоставление. Получается, что в Приморском крае вид может считаться «сокращающимся в численности», а в соседнем Хабаровском крае его аналог будет обозначен как «естественно редкий», что предполагает совершенно разные подходы к его охране. Подобный разнобой мешает выстраивать единую стратегию сохранения популяций, например, амурского тигра, дальневосточного леопарда или многих видов перелетных птиц, для которых важна целостность охранных мер на всей территории их обитания.

Ситуация усугубляется и правовой несогласованностью. Федеральное законодательство предписывает, что региональные ограничения на использование объектов животного мира должны быть согласованы с уполномоченными федеральными органами. Однако, как отмечают эксперты, на практике многие региональные красные книги формируются без должной координации с центром. Это создает хаотичную систему, где каждый субъект действует по собственным правилам, что подрывает саму идею единого государственного подхода к сохранению природы. Отсутствие унифицированной системы, основанной на объективных критериях Международного союза охраны природы (МСОП), не позволяет адекватно оценивать риски и выстраивать приоритеты в природоохранной работе.

Научное сообщество давно предлагает отказаться от субъективного и юридически неопределенного термина «редкий вид» и перейти на международную систему оценки, основанную на степени угрозы исчезновения. Такой подход позволит составлять списки только тех видов, которые действительно нуждаются в специальных мерах охраны, и ранжировать их по приоритетности. Это сделает природоохранную деятельность более целенаправленной, прозрачной и эффективной. Внедрение единых стандартов для всех региональных красных книг и их обязательное согласование на федеральном уровне позволит создать гармонизированную систему защиты биоразнообразия по всей стране.

Текущая разобщенность в подходах к ведению региональных красных книг, по мнению «Еремея Палыча», представляет собой системный сбой, который создает реальные риски для природы Дальнего Востока, подверженной серьезному антропогенному давлению. Пока на бумаге действуют десятки несопоставимых друг с другом охранных статусов, ценные виды продолжают существовать в условиях реальных угроз. Необходимость приведения этого важного природоохранного инструмента в порядок назрела уже давно и требует безотлагательных решений на государственном уровне.