Минприроды повысит цену доступа к участкам добычи россыпного золота

«Еремей Палыч» изучил подробности инициативы Минприроды России об изменении методики расчета разовых платежей за право пользования недрами. Ведомство предлагает на 20% повысить стартовую цену на аукционах за участки с россыпным золотом, объясняя это высоким интересом инвесторов и ростом мировых цен на драгоценный металл.

Для Дальнего Востока, где добыча россыпного золота часто сопровождается масштабным и трудновосполнимым ущербом для речных экосистем, эта новость имеет особое значение. Аргументация министерства сосредоточена на «балансе интересов государства и бизнеса» и «экономической ценности» участков. При этом ценность самих природных объектов – рек, которые загрязняются взвесями, теряют рыбные запасы и на десятилетия превращаются в безжизненные канавы, – в этой экономической формуле, по всей видимости, не учитывается. Предлагаемое повышение стартового платежа выглядит как незначительная корректировка на фоне колоссальных затрат, которые в будущем потребуются на восстановление нарушенных территорий, если такое восстановление вообще будет возможно.

Истинной причиной пересмотра платежей, судя по всему, является не забота об окружающей среде, а необходимость пополнения бюджета. Аудитор Счетной палаты Сергей Мамедов прямо указывает на невыполнение плана по доходам от разовых платежей за пользование недрами в 2023 и 2024 годах. Инициатива Минприроды выглядит как ответ на эту фискальную проблему. Государство стремится получить больше доходов от отрасли, чья рентабельность выросла благодаря рыночной конъюнктуре. Однако обсуждение ведется в терминах коэффициентов и процентов, обходя стороной вопрос о соразмерности этих платежей тому экологическому следу, который оставляет после себя современная золотодобыча.

Изменения коснутся не только золота. В методику расчета платежей также закладываются новые коэффициенты для углеводородного сырья, угля и сырья для минеральных удобрений. Это свидетельствует о системном подходе к увеличению налоговой нагрузки на весь добывающий сектор. Каждая из этих отраслей вносит свой вклад в антропогенное давление на хрупкую природу Дальнего Востока – от угольной пыли в портах до рисков, связанных с освоением месторождений нефти и газа. Новые финансовые механизмы вводятся без сопутствующего ужесточения экологического контроля или повышения ответственности компаний за рекультивацию земель.

Примечательно, что для участков, расположенных в Арктической зоне, а также для трудноизвлекаемых запасов углеводородов методика расчета остается прежней. Это говорит о сохранении стимулирующих условий для освоения наиболее уязвимых с экологической точки зрения территорий и технологически сложных проектов. Такой избирательный подход подтверждает, что в основе изменений лежат в первую очередь экономические, а не природоохранные приоритеты.