«Зеленые» деньги по новым правилам: что ждет экологию Дальнего Востока?

«Еремей Палыч» внимательно изучил опубликованное на официальном интернет-портале правовой информации постановление Правительства РФ от 14.10.2025 № 1586. Документ вносит существенные изменения в то, как в России будут определять «зеленые» и устойчивые проекты. Ключевое нововведение – повсеместная замена понятия «адаптационные проекты» на «переходные». Этот, казалось бы, формальный сдвиг в терминологии на деле меняет саму философию подхода к финансированию экологически значимых инициатив, создавая новые риски для окружающей среды Дальнего Востока.

Ранее понятие «адаптационный» подразумевало проекты, направленные на приспособление к уже происходящим и будущим изменениям климата, что могло включать меры по защите уязвимых экосистем. Новый термин – «переходный» – описывает процесс модернизации существующих производств, которые не являются полностью экологичными, но считаются шагом вперед по сравнению с устаревшими технологиями. Таким образом, фокус смещается с защиты природы на постепенное улучшение действующих промышленных объектов, что открывает широкие возможности для поддержки отраслей с высоким антропогенным воздействием.

Для Дальнего Востока, где экономика во многом зависит от добычи полезных ископаемых и угольной энергетики, такая политика вызывает обеспокоенность. Новая таксономия относит к «переходным» проектам модернизацию объектов по добыче нефти и природного газа, а также строительство новых систем теплоснабжения на газе для замещения угольных. Подобные инициативы, безусловно, снижают выбросы по сравнению с использованием угля, однако они консервируют зависимость региона от ископаемого топлива на десятилетия вперед, откладывая реальный переход на возобновляемые источники энергии. Финансирование газовой инфраструктуры под видом устойчивого развития закрепляет углеродный след в экономике региона.

Не меньше вопросов вызывает и раздел, посвященный обращению с отходами. Критерии «зеленых» проектов теперь включают утилизацию отходов с получением энергии, что по сути является легализацией мусоросжигательных заводов. При этом допускается, что после всех обработок на полигоны может отправляться до 51,5 % отходов. Для дальневосточных городов, окруженных уникальной природой, расширение полигонов и строительство мусоросжигательных мощностей, являющихся источниками выбросов опасных веществ, не решает проблему накопления мусора, а лишь преобразует ее в новые формы загрязнения воздуха и почвы.

Промышленные предприятия, являющиеся основой экономики многих территорий Дальнего Востока, также получают возможность претендовать на «зеленое» финансирование при весьма скромных улучшениях. Например, для модернизации металлургических и горнодобывающих производств часто достаточно снизить выбросы загрязняющих веществ всего на 10–20 %. Это позволяет крупным компаниям получать статус участников устойчивого развития, проводя плановую модернизацию оборудования, а не внедряя принципиально новые, чистые технологии. Такой подход стимулирует не кардинальное снижение нагрузки на окружающую среду, а лишь ее незначительную оптимизацию.

В итоге представленная правительством система критериев создает рамки, в которых проекты с существенным негативным воздействием на природу могут быть официально признаны «переходными» и получить доступ к целевому финансированию. «Еремей Палыч» вынужден констатировать, что вместо того чтобы стимулировать прорывные экологические решения, новая таксономия рискует направить финансовые потоки на поддержание и консервацию ресурсоемкой и углеродозависимой экономической модели, что несет прямые риски для хрупких экосистем Дальнего Востока.