«Еремей Палыч» изучил подробности обсуждения проекта трансконтинентального тоннеля, который может соединить Чукотку и Аляску. Автор идеи, ученый Виктор Разбегин, в интервью РИА Новости подчеркивает, что вопросы воздействия на окружающую среду находятся в центре внимания разработчиков с самого начала. По его словам, в координационный комитет проекта включены ведущие климатологи и экологи, поскольку природа северных территорий отличается особой хрупкостью и крайне медленно восстанавливается после любого вмешательства.

Заявленные принципы строительства в условиях Крайнего Севера, на первый взгляд, выглядят продуманно. Речь идет о минимизации теплового воздействия на вечную мерзлоту за счет специальных теплоизолирующих фундаментов и о сокращении площади нарушенного растительного покрова. Однако проект подобного масштаба не может ограничиваться лишь самим тоннелем протяженностью около ста километров. Для его функционирования потребуется создание сопутствующей инфраструктуры – в первую очередь, сотен, если не тысяч, километров железнодорожных путей, которые должны будут пересечь тундровые и лесотундровые экосистемы Дальнего Востока, чтобы соединить Чукотку с основной транспортной сетью страны.
Прокладка такой магистрали неизбежно повлечет за собой возникновение карьеров для добычи песка и щебня, строительство подъездных дорог, линий электропередач и рабочих поселков. Каждый из этих объектов сам по себе является источником серьезной антропогенной нагрузки. Выбранный железнодорожный транспорт, который разработчики называют способом «локализации воздействия», на практике создает протяженный линейный барьер. Этот барьер способен нарушить пути миграции диких животных, в частности, стад северного оленя, для которых свободное передвижение по пастбищам является жизненной необходимостью. Кроме того, железнодорожная насыпь может изменить гидрологический режим прилегающих территорий, приводя к заболачиванию или, наоборот, иссушению участков.
Особую настороженность вызывают заявления о том, что природа региона «сильно не поменялась», хотя и признается необходимость учета тенденций к потеплению и сокращению слоя вечной мерзлоты. Современные научные данные свидетельствуют об ускорении климатических изменений именно в арктических широтах. Эти процессы носят нелинейный характер и могут приводить к труднопрогнозируемым последствиям для мерзлых грунтов, которые служат основанием для любых капитальных сооружений. Недооценка динамики этих изменений ставит под сомнение долгосрочную устойчивость и безопасность всей транспортной системы, какой бы совершенной ни казалась применяемая строительная техника.
Таким образом, обсуждение экологической безопасности проекта не может сводиться лишь к техническим решениям для самого тоннеля под Беринговым проливом. «Еремей Палыч» убежден, что в центре внимания должны находиться комплексные последствия строительства гигантской транспортной артерии для всей экосистемы северо-востока России. Речь идет о сохранении уникального биологического разнообразия и традиционного уклада жизни коренных народов, которые напрямую зависят от состояния окружающей среды.

