«Еремей Палыч» узнал из материала РБК подробности заседания Комитета Госдумы по экологии, на котором было принято решение рекомендовать Совету нижней палаты парламента рассмотреть во втором чтении резонансный законопроект, касающийся охраны озера Байкал. Второе чтение намечено на 9 декабря. В текст документа, вызывающего серьезные опасения у защитников природы, было внесено 40 поправок от правительства и депутатов, однако ключевые положения, предложенные Министерством природных ресурсов еще летом, остались практически неизменными.

Наибольшую тревогу вызывает норма, допускающая проведение сплошных рубок в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Официально данная мера позиционируется как способ восстановления погибшего леса в тех случаях, когда выборочные рубки не позволяют заменить его на здоровые насаждения. В настоящее время подобная деятельность в охранной зоне находится под строгим запретом. Экологи опасаются, что легализация уничтожения лесного массива, даже под предлогом санитарных мероприятий, может нарушить хрупкий природный баланс региона и привести к деградации уникальной экосистемы.
Согласование участков для проведения рубок планируется передать специальной комиссии, решение которой будет зависеть от позиции Российской академии наук. Однако единства в научной среде по этому вопросу нет. Три профильных совета РАН – по лесу, водным ресурсам суши и экологии биологических систем – высказывались против данной инициативы. Несмотря на заявление вице-президента РАН Степана Калмыкова о том, что обязательное наличие положительного заключения академии снимает вопросы, игнорирование мнения профильных экспертов создает риск принятия экологически небезопасных решений.
Ситуация усугубляется юридической неопределенностью рекомендаций комитета. Депутаты проголосовали за принятие поправок, разрешающих рубки, но одновременно в проекте постановления рекомендовали правительству сохранить запрет на сплошные рубки в Центральной экологической зоне. Фактически предлагается принять закон, допускающий вырубку, и параллельно просить исполнительную власть изменить Лесной кодекс для проведения иных природоохранных мероприятий. Такая двойственность может создать опасные лазейки в правоприменении.
Законопроект также значительно упрощает перевод земель лесного фонда в иные категории. Это необходимо для строительства гидротехнических и селезащитных сооружений, дорог, коммунальных объектов и расширения кладбищ. Подобное ослабление режима охраны открывает путь для усиления антропогенного воздействия на прибайкальские территории. Строительство инфраструктуры в ранее защищенных зонах неизбежно повлечет за собой изменение ландшафта и загрязнение окружающей среды.
Критики документа указывают на то, что действующее законодательство не мешает обеспечению безопасности населения. Например, в Иркутской области уже получены положительные заключения экспертизы на строительство селезащитных сооружений без изменения закона о Байкале. Кроме того, вызывают вопросы планы по непропорциональному расширению кладбищ для малых поселений. Данные Совета по лесу РАН свидетельствуют о том, что на многих участках, где планируются рубки, лес успешно восстанавливается естественным путем, что делает вмешательство тяжелой техники излишним.
