«Еремей Палыч» изучил подробности проекта, который может кардинально изменить подходы к охране природы не только в Сибири, но и на всем Дальнем Востоке. На берегах Байкала начался масштабный эксперимент: российские беспилотники впервые заступают на службу в качестве высокотехнологичных «инспекторов». В Прибайкальском национальном парке тестируют целую линейку дронов, созданных для работы в суровых условиях. Если испытания пройдут успешно, эта технология может стать ответом на многие вызовы, стоящие перед нашими заповедными территориями, страдающими от лесных пожаров, браконьерства и неконтролируемого туризма. Это не просто замена человека машиной, а попытка дать ему инструмент, способный заглянуть туда, куда добраться почти невозможно, и сделать это быстрее и дешевле.
Необходимость в таких технологиях назрела давно и ощущается особенно остро на наших бескрайних просторах. Только в ведении «Заповедного Прибайкалья» находится почти полтора миллиона гектаров — территория, сопоставимая с небольшим европейским государством. Ежегодно инспекторы наматывают по ней свыше 450 тысяч километров, патрулируя тайгу и побережье. При этом, по словам руководства парка, техника изношена на 70%, а доступ ко многим участкам крайне затруднен. Аренда вертолета, способного покрыть большие расстояния, обходится в баснословные суммы — до полумиллиона рублей за час полета. Час работы беспилотника, для сравнения, стоит около 15 тысяч. Эта разница — не просто экономия бюджетных средств, это возможность перенаправить ресурсы на другие важные природоохранные задачи.
В рамках эксперимента, который продлится до конца лета, будут испытаны различные модели беспилотных систем. Разработчики из компании «ТСК Вектор» предложили аппараты, способные работать и в лютый мороз, и в летний зной, выдерживать сильные порывы ветра и нести на себе сложное оборудование. Например, один из квадрокоптеров серии «Баргузин» получает питание по оптоволоконному кабелю и может сутками «зависать» на высоте до 150 метров, служа стационарным наблюдательным пунктом. Другие, самолетного типа, способны преодолевать до двух тысяч километров, неся на борту до 50 килограммов груза, включая тепловизоры и мультиспектральные камеры. Именно эти «глаза в небе» позволят не просто увидеть дым, но и обнаружить скрытые очаги тления под землей, точно определить границы пожара и координировать действия наземных групп.
Задачи перед крылатыми помощниками стоят самые разнообразные. Они будут выявлять факты незаконной вырубки леса, появления самовольных построек на заповедных землях и свалки мусора. Видеофиксация с воздуха станет весомым доказательством в суде против нарушителей. Но, несмотря на всю серьезность ситуации, есть в этом проекте и светлые, почти лиричные моменты. С помощью дронов ученые надеются получить наконец точные данные о численности животных. Как рассказали специалисты, сейчас, чтобы посчитать медведей, выходящих на берег Байкала полакомиться ручейником, снаряжается целая экспедиция на корабле. Беспилотник же сможет сделать это быстрее, дешевле и с большей точностью. А в заказнике «Тофаларский» живет почти мифическая надежда — с помощью тихих летательных аппаратов попробовать найти и посчитать неуловимого снежного барса.
Первые итоги этого амбициозного проекта будут представлены уже этой осенью во Владивостоке, на площадке X Восточного экономического форума. Если байкальский опыт признают удачным, его могут распространить на все особо охраняемые природные территории России, а это около 250 миллионов гектаров. Для Дальнего Востока, с его уникальной, но уязвимой природой, это может стать настоящим технологическим прорывом, дающим надежду на то, что мы сможем сохранить наше достояние для будущих поколений.