«Еремей Палыч» изучил подробности развития событий вокруг поправок к федеральному закону «Об охране озера Байкал», которые были рассмотрены Комиссией по законодательной деятельности Правительства РФ. Текст документа еще не опубликован, однако, по имеющимся данным, он содержит изменения, вызывающие серьезные вопросы у научного и экспертного сообщества. В ближайшее время проект может быть внесен в Государственную Думу для рассмотрения во втором и третьем чтениях, что определит будущее правового режима охраны уникальной природной территории.
Основное беспокойство связано с предложением разрешить проведение сплошных санитарных рубок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Действующее законодательство такие рубки запрещает. Разрешенная на сегодня уборка неликвидной древесины предполагает, что срубленные деревья остаются на месте, в то время как сплошные рубки позволяют вывозить древесину для последующей продажи. Существуют опасения, что снятие запрета может создать экономические стимулы для признания здоровых лесных насаждений погибшими, например, в результате умышленных поджогов, с целью их последующей коммерческой заготовки. Практика проведения санитарных рубок в других регионах уже становилась предметом внимания надзорных органов.
Проведение рубок в горной местности с применением тяжелой техники также сопряжено с риском увеличения эрозии почвы. По оценкам специалистов, это может привести к вымыванию глины, песка и питательных веществ в Байкал и впадающие в него реки, что нанесет ущерб водным биологическим ресурсам озера. Кроме того, сплошные рубки могут способствовать повышению пожарной опасности. Для их проведения потребуется строительство новых дорог, что увеличит доступность лесных территорий для людей, а именно человеческий фактор является причиной абсолютного большинства лесных пожаров.
Климатические особенности Прибайкалья, с его сильными ветрами, также играют свою роль. Сплошные рубки приводят к образованию больших открытых пространств, которые быстрее просыхают и сильнее продуваются ветром. Такие условия способствуют более быстрому распространению огня в случае возгорания, что увеличивает риск возникновения крупных лесных пожаров и масштабы причиняемого ими ущерба. Вопрос о допустимости снятия запрета на сплошные рубки неоднократно обсуждался на площадках Общественной палаты РФ и Российской академии наук, где большинство экспертов высказывалось против такой меры. Примечательно, что последние обсуждения в Президиуме РАН с участием главы Минприроды России прошли в конце июня, однако официальная позиция академии по их итогам еще не была опубликована, когда проект поправок уже направили на рассмотрение в правительство.
Помимо рубок, вопросы у экспертов вызывают и другие положения, касающиеся возможного расширения строительства объектов туристической инфраструктуры на территориях особых экономических зон, а также прокладки линейных объектов, в том числе дорог. Строительство дорог всегда ведет к фрагментации природных ландшафтов, что может повлечь за собой их постепенную деградацию.
Ситуация усложняется тем, что Байкал является объектом всемирного природного наследия ЮНЕСКО. В проекте решения Комитета всемирного наследия, сессия которого открылась сегодня, вновь выражается обеспокоенность ослаблением правовой защиты озера и содержится призыв к России оценить воздействие законодательных изменений и избегать шагов, которые могут нанести ущерб. При этом в официальных документах, таких как совместное заявление РФ и КНР от мая 2024 года, подчеркивается важность ЮНЕСКО как площадки для международного сотрудничества.
Дальнейшая судьба законопроекта будет решаться депутатами Государственной Думы, которым предстоит учесть как аргументы в пользу сырьевой ориентации региона, так и риски для уникальной экосистемы Байкала.