В чем причины масштабных лесных пожаров, которые ежегодно наносят ущерб экосистемам Дальнего Востока? По оценке давнего знакомого «Еремея Палыча», специалиста по лесному хозяйству Алексея Ярошенко, ключевая проблема заключается не только в изменении климата или нехватке финансирования, но и в укоренившихся методах управления, которые сами способствуют возникновению и распространению огня.
Одной из самых спорных и опасных практик, распространенных в регионах, являются так называемые контролируемые профилактические выжигания. Изначальная идея состоит в том, чтобы весной, под присмотром специалистов, сжечь сухую прошлогоднюю траву и горючие материалы на определенных участках, создавая противопожарные барьеры. Однако на деле эта мера часто приводит к обратным результатам. Хроническое недофинансирование лесной отрасли, которое началось после реформы Лесного кодекса в 2006 году, привело к острой нехватке квалифицированных лесных пожарных и необходимого оборудования. В итоге профилактические выжигания проводятся с нарушениями техники безопасности и нередко выходят из-под контроля, превращаясь в полноценные лесные пожары. Так, весной в Читинском районе подобное мероприятие обернулось потерей 300 гектаров леса, а в другом случае сотрудники лесопожарного формирования стали виновниками возгорания на площади 30 тысяч гектаров.
Систематическое применение огня в хозяйственных целях оказывает долгосрочное разрушительное воздействие на природу и формирует опасную поведенческую модель у местного населения. Когда люди, в том числе дети, видят, что официальные службы сами поджигают траву, любые призывы к осторожному обращению с огнем теряют свою силу. Это порождает ложное убеждение, что жечь траву – это нормальная и даже полезная практика. Год за годом такие действия меняют сам облик ландшафтов. Огонь уничтожает молодой подрост деревьев и кустарников, из-за чего лесные массивы становятся более редкими и открытыми. На таких территориях почва быстрее высыхает, а ветер беспрепятственно разносит огонь на огромные расстояния, делая каждый последующий пожар все более стремительным и трудноуправляемым.
Проблема усугубляется несовершенством законодательства, которое косвенно стимулирует использование огня. Например, собственники сельскохозяйственных земель, на которых начинает расти молодой лес, сталкиваются с риском крупных штрафов. Самым простым и дешевым способом избавиться от нежелательной древесной поросли для них становится выжигание. Аналогичная ситуация складывается с порубочными остатками на лесосеках: чтобы избежать неустоек за неочищенную территорию, лесозаготовители сжигают их в сухую и теплую погоду, когда риск возникновения пожара максимален. Таким образом, сама система, ориентированная на наказания, подталкивает хозяйственников к самым рискованным действиям.
Для изменения ситуации требуется комплексный пересмотр государственной политики. Прежде всего, необходимо на законодательном уровне запретить и прекратить бюджетное финансирование пожароопасных профилактических выжиганий. Без этого шага любые вливания средств в тушение пожаров будут неэффективны. Следует пересмотреть нормативную базу, устранив из нее положения, вынуждающие землевладельцев и лесопользователей прибегать к огню. Вместо системы штрафов и запретов нужно создавать позитивные стимулы, например, оказывать финансовую поддержку сельским поселениям, которые успешно обеспечивают пожарную безопасность на своих территориях.
Эффективное управление невозможно без достоверных данных. Создание единой и открытой системы учета всех ландшафтных пожаров, независимо от категории земель и их собственника, позволит объективно оценивать масштабы бедствия, его причины и реальный ущерб. Только на основе правдивой информации можно принимать взвешенные решения. Увеличение финансирования лесных полномочий регионов, безусловно, необходимо, но оно даст результат лишь в том случае, если будет сопровождаться отказом от порочных практик, реформой законодательства и масштабным противопожарным просвещением, подкрепленным действиями самих властей.