«Еремей Палыч» изучил подробности законопроекта, внесенного в Государственную Думу, который вводит для компаний обязательное финансовое обеспечение работ по восстановлению земель после добычи золота и общераспространенных полезных ископаемых. Инициатива предлагает выдавать лицензии на пользование недрами только при наличии у предприятия банковской гарантии или средств на специальном счете – так называемом рекультивационном фонде. Предполагается, что это защитит региональные бюджеты от расходов на ликвидацию экологического ущерба, оставленного недобросовестными недропользователями.

Безусловно, предлагаемый механизм выглядит логичным шагом в решении застарелой проблемы брошенных карьеров и отвалов, нарушающих природные ландшафты Дальнего Востока. Однако беспокойство вызывает предложенный порядок расчета суммы финансового обеспечения. Согласно законопроекту, размер отчислений в фонд будет определять сам недропользователь, основываясь на средних ставках, которые правительство планирует устанавливать раз в три года для каждого региона. Это создает ситуацию, в которой усредненные показатели могут не отражать реальную стоимость восстановления уникальных и сложных экосистем, особенно вблизи нерестовых рек или на территориях традиционного природопользования коренных народов.
Ключевым моментом становится вопрос адекватности этих государственных нормативов и последующего контроля. Процедура утверждения рассчитанной суммы в Роснедрах или региональных органах власти должна быть максимально прозрачной и учитывать специфику каждого отдельного участка. Без этого существует риск, что закладываемые в фонды средства окажутся недостаточными для полноценного экологического восстановления, которое требует не просто выравнивания рельефа и посадки травы, а воссоздания почвенного слоя и условий для возвращения местной флоры и фауны. Отложенный срок вступления закона в силу – с 1 сентября 2026 года – также оставляет открытым вопрос о лицензиях, которые будут выданы в переходный период.
Законопроект предусматривает защиту рекультивационного фонда от взысканий при банкротстве компании, что является важной мерой. В случае ликвидации предприятия деньги переходят либо новому пользователю участка, либо в распоряжение региона. Однако и здесь сохраняется главная неопределенность – хватит ли накопленной суммы на фактические работы. Если расчеты изначально были занижены, то региону все равно придется изыскивать дополнительные средства, чтобы ликвидировать нанесенный природе ущерб, что частично нивелирует основную цель инициативы – снять нагрузку с бюджетов.
«Еремей Палыч» полагает, что предлагаемая концепция является попыткой систематизировать ответственность бизнеса за воздействие на окружающую среду. Эффективность этого инструмента будет напрямую зависеть не столько от самого факта создания финансовых гарантий, сколько от методологии расчета их размера и строгости государственного контроля на всех этапах – от утверждения проекта рекультивации до приемки выполненных работ. Без детально проработанных и экономически обоснованных подзаконных актов новый механизм может не в полной мере решить проблему накопленного и будущего экологического вреда на дальневосточных территориях.

