Южно-Камчатский заказник: между комфортом туристов и нагрузкой на природу

«Еремей Палыч» изучил подробности планов по развитию инфраструктуры в Южно-Камчатском федеральном заказнике, которые были намечены после рабочей поездки главного инженера Кроноцкого заповедника Светланы Галушко. Официальной целью инспекции стала оценка состояния объектов и подготовка к работам на 2026 год, пока заказник доступен для посещения до 1 октября, сообщает пресс-служба заповедника.

Масштаб запланированных мероприятий свидетельствует о планомерном увеличении антропогенной нагрузки на уникальную экосистему Курильского озера. Ключевым проектом становится строительство нового визит-центра, для которого подрядная организация уже начала завоз материалов и готовится к земляным работам. Расширение капитальных строений на особо охраняемой природной территории неизбежно ведет к нарушению почвенного покрова, изменению ландшафта и повышению фактора беспокойства для диких животных, особенно в период строительных работ.

Заявленные цели по обеспечению комфорта и безопасности посетителей реализуются через дальнейшее освоение территории. Запланированное грейдирование дороги, хоть и улучшит проходимость техники, одновременно упростит доступ большего числа людей и транспорта вглубь заказника, что увеличит совокупное воздействие на природную среду. Слова главного инженера о том, что их задача – «создать гармоничные условия для сосуществования дикой природы и человека», звучат на фоне сварочных работ на кордоне «Озерный» и появления медведей на укрепленных тропах. Подобные встречи животных с объектами инфраструктуры являются прямым следствием вторжения человека в их естественную среду обитания.

Особое внимание привлекает план работ на кордоне «Травяной». Демонтаж вертолетной площадки, поврежденной медведями, преподносится как элемент экологической реставрации. Однако на ее месте планируется создать «естественную луговину с условными границами» для посадки вертолетов. Такое решение не устраняет главный источник негативного воздействия – регулярное шумовое и ветровое загрязнение от винтокрылых машин, которое оказывает серьезное стрессовое влияние на фауну заказника. Замена одного типа площадки на другой, пусть и менее заметный визуально, по сути, лишь маскирует продолжающееся интенсивное использование воздушного транспорта в заповедной зоне.

После 1 октября кордоны заказника будут законсервированы на зиму, что даст временную передышку дикой природе перед началом нового этапа строительных и ремонтных работ.