«Байкальская гавань»: в какие берега причалит будущее озера?

«Еремей Палыч» изучил подробности планов по масштабному развитию туристической инфраструктуры на побережье Байкала, озвученных главой Бурятии Алексеем Цыденовым в интервью РБК. Речь идет о привлечении инвестиций на сумму свыше 100 миллиардов рублей в рамках особой экономической зоны «Байкальская гавань» для создания номерного фонда на 8,4 тысячи мест. Предполагается, что это позволит принимать до миллиона туристов в год с размещением, а также значительно большее число однодневных посетителей. Власти республики позиционируют эти проекты как переход к «цивилизованному туризму», который должен стать альтернативой неорганизованному отдыху и минимизировать нагрузку на природу за счет создания качественной инфраструктуры, включая очистные сооружения и системы обращения с отходами.

Заявления о планах по развитию туристического кластера вызывают вопросы с точки зрения потенциального антропогенного воздействия на уникальную экосистему озера. Несмотря на утверждения о локализации застройки на территории, сравнимой по площади с «одной третью Химок», концентрация такого количества людей и объектов инфраструктуры на ограниченном участке побережья неизбежно увеличит нагрузку на прибрежные зоны. Рост туристического потока до миллиона человек в год создает риски для экологии, связанные не только с бытовыми отходами и сточными водами, но и с шумовым загрязнением, уплотнением почв и беспокойством для дикой фауны.

Особую обеспокоенность вызывает продвижение на федеральном уровне законопроекта, допускающего проведение сплошных рубок в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. Необходимость таких мер объясняется потребностью в строительстве и ремонте инфраструктурных объектов – дорог, мостов, селезащитных сооружений, а также для защиты населенных пунктов от лесных пожаров. При этом сам факт создания законодательной возможности для сплошных рубок на территории объекта всемирного наследия ЮНЕСКО создает прецедент, который может быть использован для целей, выходящих за рамки заявленных. Да, механизмы контроля, включающие государственную экологическую экспертизу и решения специальной комиссии с участием представителей РАН, призваны минимизировать риски, однако они будут регулировать уже разрешенную деятельность, а не предотвращать ее возможность как таковую.

Аргументы сторонников законопроекта о необходимости расчистки горельников и борьбы с болезнями леса через санитарные рубки также требуют взвешенного подхода. Экосистема тайги обладает собственными механизмами самовосстановления после пожаров, и любое вмешательство должно быть научно обоснованным, чтобы не нарушить естественные процессы. Обязательство по пятикратному лесовосстановлению после вырубки под инфраструктурные объекты не является равноценной заменой утраченным зрелым лесным массивам, которые формировали уникальный биоценоз десятилетиями. По мнению «Еремея Палыча», предлагаемые решения текущих инфраструктурных и социальных проблем могут повлечь за собой долгосрочные и труднообратимые последствия для природного комплекса Байкала.

Промышленное развитие региона, которое обеспечивает основную доходную часть бюджета, также вносит свой вклад в общую экологическую нагрузку. Нельзя не заметить, что рост добывающего сектора и зависимость экономики от полезных ископаемых формируют противоречие с курсом на развитие экологического туризма. В то же время решение проблемы загрязнения воздуха в Улан-Удэ за счет перевода частного сектора на электроотопление является позитивным шагом, но также требует комплексной оценки воздействия на энергосистему региона, которая, по признанию главы Бурятии, уже испытывает дефицит.

В конечном счете, будущее Байкала определяется балансом между экономическими интересами и приоритетами сохранения его уникальной природы. Масштабные проекты, способные принести региону доход и создать рабочие места, одновременно становятся источником потенциальных экологических угроз, требующих не только строгого контроля, но и пересмотра самих подходов к освоению столь уязвимой территории.