Ржавый флот: закроют ли старым судам доступ в порты Дальнего Востока?

В правительстве РФ рассматривают комплекс мер, направленных на ограничение эксплуатации устаревших судов в российских портах, что может напрямую затронуть морские ворота Дальнего Востока. Инициатива, получившая развитие после декабрьской аварии с танкерами в Керченском заливе, предполагает введение с 2030 года полного запрета на заход в порты для судов старше 40 лет и усложнение доступа для флота старше 30 лет. Планируется ввести повышенные сборы, в том числе экологические, и переложить часть ответственности за безопасность на операторов портовых терминалов и владельцев грузов.

Поводом для разработки столь жестких ограничений послужил конкретный экологический инцидент – разлив 2,4 тысячи тонн нефтепродуктов в Черном море. Эта катастрофа наглядно продемонстрировала, какой ущерб может нанести использование изношенной техники. Для Дальнего Востока с его уникальными и хрупкими морскими экосистемами, имеющими ключевое значение для рыболовства и биоразнообразия, подобные риски особенно велики. Проблема усугубляется тем, что значительная часть флота, работающего в регионе, включая суда класса «река–море», имеет средний возраст, приближающийся к критической отметке в 40 лет. Более половины таких судов уже превысили 30-летний рубеж, что делает вопрос предотвращения новых аварий не теоретическим, а сугубо практическим.

Предложенный механизм включает не только прямые запреты, но и экономические рычаги. Повышенные портовые сборы для старых судов призваны сделать их эксплуатацию менее выгодной. Кроме того, обсуждается создание реестра одобренных страховых компаний, способных гарантировать финансовое покрытие ущерба в российской юрисдикции. Это требование направлено на то, чтобы в случае аварии компенсация за вред, нанесенный окружающей среде или портовой инфраструктуре, была реальной и своевременной. Однако эти меры, формально нацеленные на повышение безопасности, вызывают вопросы об их достаточности и реальной эффективности в деле защиты природы.

Наибольшую обеспокоенность вызывает предложение о перераспределении ответственности. Возложение на операторов терминалов и грузовладельцев обязанности контролировать соответствие принимаемых судов нормам безопасности и экологии выглядит спорным. У стивидорных компаний и экспортеров отсутствуют как технические возможности, так и юридические полномочия для проведения полноценной экспертизы состояния судна. Такой подход может привести к размыванию ответственности, когда в случае чрезвычайной ситуации будет сложно определить единственного виновника, что затруднит и ликвидацию последствий, и получение компенсаций за экологический урон.

«Еремей Палыч», впрочем, вынужден указать, что забота об экологии в данном случае тесно переплетается с промышленной политикой. Инициатива исходит от Объединенной судостроительной корпорации, которая является прямым выгодоприобретателем от будущих заказов на новые суда. Для стимулирования их строительства предусмотрены значительные бюджетные вливания в программу льготного лизинга – почти 200 миллиардов рублей. При этом эксперты отмечают, что если обновление флота класса «река-море» силами отечественных верфей выглядит реалистично, то заменить иностранные крупнотоннажные суда, в том числе танкеры, перевозящие сырье из дальневосточных портов, в текущих условиях практически невозможно. Это означает, что один из серьезных источников потенциальной экологической угрозы для региональных акваторий может остаться вне рамок предлагаемых ограничений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *