Леса Бурятии, традиционно щедрые на дары, в этом году не оправдали надежд местных жителей и заготовителей. Аномальные погодные условия привели к практически полному неурожаю дикорастущих ягод, что немедленно отразилось на ценах на рынках и вызвало тревогу у всех, кто связан с «тихой охотой». Специалисты и опытные сборщики сходятся во мнении – виной всему капризы природы, которые нарушили естественный цикл созревания.
На рынках главный вопрос покупателей – «Почему так дорого?». Ответ на него дает Эдуард Гармаев, который занимается сбором дикоросов в Кижингинском районе уже два десятилетия. Он поясняет, что цена – это отражение колоссального труда и малого результата. «Потому что по горам, по километрам вот так ходишь собираешь руками или совком», – говорит он. В этом году даже проверенные годами ягодные места оказались пусты. Вследствие этого Эдуард, как и многие другие продавцы, был вынужден поднять цены в среднем на 100 рублей. «Год плохой, всё высохло, замёрзло. Весна плохая была, лето солнечное, всё напекло, и всё сгорело. Ну и, соответственно, пожары. Если было бы много ягод везде, цена была бы меньше», – резюмирует сборщик.
Настроения в обществе подтверждают и данные опроса, проведенного местным телеканалом «Apиг Уc». Из 2700 проголосовавших почти каждый второй убежден, что ягод и грибов будет очень мало. Более трети респондентов считают, что урожай зависит от конкретного места, и даже делятся фотографиями удачной добычи из немногих «счастливых» уголков. Лишь 12% опрошенных сохраняют оптимизм и надеются на щедрость природы.
Специалисты лесного хозяйства подтверждают неутешительную картину. Экспедиция в Мухоршибирский лес, где всего год назад можно было собрать ведро красной смородины с одного куста, показала, что сегодня весь урожай умещается в одной ладони. Дмитрий Дрыгин, главный лесник «Заудинского лесничества», объясняет причины провала. Для полноценного созревания ягодным кустарникам необходимо получить около 50 литров воды осенью и весной. Однако в этом году хрупкий процесс цветения был прерван внезапными майскими морозами и снегом. «В простонародье говорят: сбило цвет. Образование ягод, плодов у нас оказалось минимальным, – поясняет специалист. – Дальше уже засуха не позволила этим плодам развиться и дать хоть какой-нибудь урожай».
Парадоксально, но сами кустарники без ягод выглядят здоровыми и сильными. Как отмечает Дмитрий Дрыгин, при обильном плодоношении растение тратит всю энергию на созревание ягод и выглядит ослабленным, «бледненьким». В этом же году, не имея плодов, кусты всю силу направляют в рост листвы и побегов, отчего кажутся пышными и полными жизни.
Картина неурожая охватывает большинство районов республики. На севере ягоду побили заморозки, а в Еравнинском и Баргузинском районах из-за сильной засухи даже был введен режим чрезвычайной ситуации. Пустыми оказались леса в Хоринском, Заиграевском, Селенгинском, Прибайкальском и Тарбагатайском районах. Лишь в Кабанском районе сборщикам с трудом удается найти немного ягод.
Однако ставить крест на сезоне «тихой охоты» пока преждевременно. Вся надежда теперь на август. Если он окажется дождливым, это может спровоцировать рост грибов и спасти грибной сезон. Кроме того, впереди сентябрь – время сбора кедрового ореха, прогнозы на урожай которого, в отличие от ягод, остаются оптимистичными.